ПОЛОЖЕНИЕ
о внутришкольном контроле МАУДОД «ДЮСШ № 2» от 31 августа 2013г.
- Общие положения.
1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с Федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации » от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ, Письмом Министерства образования РФ от 10.09.1999 г. № 22-06-874, Приказом Министерства спорта РФ от 24.10.2012 г. № 325, Уставом школы, и регламентирует содержание и порядок проведения внутришкольного контроля администрацией.
1.2. Внутришкольный контроль – главный источник информации для диагностики состояния учебно-тренировочного процесса, основных результатов деятельности образовательного учреждения. Под внутришкольным контролем понимается проведение членами администрации школы наблюдений, обследований, осуществляемых в порядке руководства и контроля в пределах своей компетенции за соблюдением работниками школы законодательных и иных нормативно-правовых актов РФ, субъекта РФ, администрации города, школы в области образования.
1.3. Положение о внутришкольном контроле рассматривается и рекомендуется к утверждению педагогическим советом школы, имеющим право вносить в него изменения и дополнения. Положение утверждается директором школы.
- Цели и задачи внутришкольного контроля.
2.1. Целью внутришкольного контроля является:
- совершенствование деятельности образовательного учреждения;
- повышение мастерства тренеров-преподавателей;
- улучшение качества учебно-тренировочного процесса в школе.
2.2. Задачи внутришкольного контроля:
- осуществление контроля над исполнением законодательства в области образования;
- выявление случаев нарушений и неисполнения законодательный и иных нормативно-правовых актов, принятие мер к их пресечению;
- анализ причин, лежащих в основе нарушений, принятие мер к их предупреждению;
- анализ и экспертная оценка эффективности результатов деятельности педагогических работников;
- изучение результатов педагогической деятельности, выявление положительных и отрицательных тенденций в организации образовательного процесса и разработка на этой основе предложений по распространению педагогического опыта и устранению негативных тенденций;
- совершенствование системы контроля за состоянием и ведением документации;
- оказание методической помощи педагогическим работникам в процессе контроля.
- Функции и структура внутришкольного контроля.
3.1. Функции внутришкольного контроля:
- информационно-аналитическая;
- контрольно-диагностическая;
- коррективно-регулярная.
3.2. Структурная модель внутришкольного контроля состоит из 2-х блоков: базовый блок и инновационный блок.
3.3. Объектами внутришкольного контроля являются:
- учебно-тренировочная деятельность;
- обеспечение учебно-тренировочной деятельности.
3.4. Базовый блок внутришкольного контроля учебно-тренировочной деятельности включает в себя контроль за:
- учебно-тренировочным процессом;
- воспитательным процессом;
- методической работой;
- ведением школьной документации.
3.5. Инновационный блок внутришкольного контроля учебно-тренировочной деятельности включает в себя внедрение инновационных технологий.
3.6. Базовый блок внутришкольного контроля обеспечения учебно-тренировочной деятельности включает в себя контроль за:
- учебно-методическим и информационным обеспечением;
- материально-техническим обеспечением;
- санитарно-гигиеническим обеспечением;
- обеспечением безопасного режима обучения;
- укреплением материально-технической базы.
3.7. Инновационный блок внутришкольного контроля обеспечения учебно-тренировочной деятельности включает в себя контроль за модернизацией материально-технической базы.
- Направления, виды, формы и методы внутришкольного контроля.
4.1. Директор школы и/или по его поручению заместитель директора или эксперты вправе осуществлять внутришкольный контроль результатов деятельности работников по вопросам:
- соблюдения законодательства РФ в области образования;
- осуществления государственной политики в области образования;
- использования финансовых и материальных средств в соответствии с нормативами;
- использования методического и информационного обеспечения в образовательном процессе;
- реализации утвержденных рабочих программ, соблюдения утвержденных учебных планов и графиков;
- соблюдения Устава, Правил внутреннего трудового распорядка и иных локальных актов школы;
- соблюдения порядка проведения контрольно-переводных испытаний обучающихся;
- другим вопросам в рамках компетенции директора школы.
4.2. При оценке деятельности тренера-преподавателя в ходе внутришкольного контроля учитывается:
- выполнение программ, учебных планов в полном объеме;
- уровень знаний, умений, навыков и развитие обучающихся, соответствие их технической и тактической подготовке году обучения группы;
- степень самостоятельности обучающихся;
- правильное оформление соответствующей документации (планов работы, планов-графиков, конспектов, журналов, контрольно-переводных испытаний и др.);
- дифференцированный подход к воспитанникам в процессе обучения;
- совместная деятельность тренера-преподавателя и воспитанника;
- наличие положительного эмоционального микроклимата;
- умение отбирать содержание учебного материала (подбор дополнительной литературы, информации, иллюстраций и другого материала, направленного на усвоение обучающимися системы знаний, умений, навыков);
- способность к анализу педагогической ситуации, самоанализу своей деятельности, самостоятельному контролю за результатами учебно-тренировочной и соревновательной деятельности;
- умение корректировать свою деятельность;
- умение обобщать свой опыт.
4.3. Типы внутришкольного контроля:
- текущий (оформление и ведение журналов, выполнение учебных планов и программ);
- персональный (изучение деятельности тренера-преподавателя);
- фронтальный (охват контролем всех сфер деятельности);
- оперативный (по сигналам воспитанников, родителей, преподавателей);
- тематический (по отдельным проблемам школы).
4.4. Методы контроля над деятельностью тренера-преподавателя:
- анкетирование;
- тестирование;
- наблюдение;
- изучение документации;
- анализ тренировок;
- результаты учебно-тренировочной и соревновательной деятельности воспитанников.
4.5. Методы контроля над результатами учебно-тренировочной деятельности:
- наблюдение;
- собеседование;
- посещение учебно-тренировочных занятий;
- контрольно-переводные испытания;
- анкетирование, тестирование;
- проверка документации.
- Порядок организации, осуществления и подведения итогов внутришкольного контроля.
5.1. Внутришкольный контроль может осуществляться в виде плановых и оперативный проверок.
5.2. Внутришкольный контроль в виде плановых проверок осуществляется в соответствии с утвержденным планом-графиком, который обеспечивает периодичность и исключает нерациональное дублирование в организации проверок. Он доводится до членов педагогического коллектива в начале учебного года.
5.3. Внутришкольный контроль в виде оперативных проверок осуществляется в целях установления фактов и проверки сведений о нарушениях, указанных в обращениях обучающихся и их родителей или других граждан, организаций, урегулирования конфликтных ситуаций в отношениях между участниками образовательного процесса.
5.4. Внутришкольный контроль в виде административной работы осуществляется директором школы или его заместителем по учебно-воспитательной работе с целью проверки успешности обучения в рамках текущего контроля успеваемости и контрольных испытаний обучающихся.
5.5. Правила осуществления внутришкольного контроля:
- внутришкольный контроль осуществляет директор школы или по его поручению заместитель, другие специалисты;
- в качестве экспертов к участию во внутришкольном контроле могут привлекаться сторонние (компетентные) организации и отдельные специалисты;
- внутришкольный контроль осуществляется в соответствии с планом внутришкольного контроля, утвержденного директором учреждения;
- план определяет вопросы конкретной проверки и должен обеспечить достаточную информированность и сравнимость результатов контроля для подготовки итогового документа по отдельным разделам деятельности педагогического коллектива, педагогического работника;
- при проведении проверок в соответствии с планом внутришкольного контроля приказ по учреждению не издается;
- продолжительность проверок устанавливается в каждом конкретном случае;
- эксперты имеют право запрашивать необходимую информацию, изучать документацию, относящуюся к предмету внутришкольного контроля;
- при обнаружении в ходе контроля нарушений законодательства РФ в области образования о них сообщают директору школы; в случае серьезных нарушений по результатам проверки издается приказ о вынесении дисциплинарного взыскания педагогическому работнику;
- экспертные опросы и анкетирование обучающихся проводят только в необходимых случаях и по согласованию с методической службой и родителями;
- при проведении планового контроля не требуется дополнительного приказа, если в месячном плане указаны сроки контроля. В отдельных случаях директор и его заместитель по учебно-воспитательной работе могут посещать занятия тренеров-преподавателей школы без предварительного предупреждения;
- при проведении оперативных проверок педагогический работник предупреждается не менее чем за 1 день до посещения тренировок.
5.7. Основания для внутришкольного контроля:
- аттестация педагогического работника;
- план внутришкольного контроля, утвержденного директором учреждения;
- обращение физических и юридических лиц по поводу нарушений в области образования.
5.8. Результаты внутришкольного контроля оформляются в виде аналитической справки, справки о результатах внутришкольного контроля, доклада о состоянии дел по проверяемому вопросу или иной формы, установленной в школе. Итоговый материал должен содержать констатацию фактов, выводы и, при необходимости, предложения. Педагогические работники после ознакомления с результатами внутришкольного контроля должны поставить подпись под итоговым материалом, удостоверяющую то, что они поставлены в известность о результатах внутришкольного контроля. При этом они вправе сделать запись в итоговом материале о несогласии с результатами контроля в целом или по отдельным фактам и выводам, и обратиться в Совет трудового коллектива школы.
5.9. По итогам внутришкольного контроля в зависимости от его формы, целей и задач, а также с учетом реального положения дел:
- проводятся заседания и предложения педагогического или методического Советов, рабочие совещания с педагогическим составом;
- сделанные замечания и предложения фиксируются в документацию согласно номенклатуре дел школы;
- результаты внутришкольного контроля могут учитываться при проведении аттестации педагогических работников, но не являются основанием для заключения экспертной группы.
5.10. Директор школы по результатам внутришкольного контроля принимает следующие решения:
- об издании соответствующего приказа;
- об обсуждении итоговых материалов внутришкольного контроля коллегиальным органом;
- о проведении повторного контроля с привлечением определенных специалистов (экспертов);
- о привлечении к дисциплинарной ответственности должностных лиц;
- о поощрении работников;
- иные решения в пределах своей компетенции.
- Технология проведения внутришкольного контроля.
6.1. Персональный контроль.
6.1.1. Личностно-профессиональный контроль предполагает изучение и анализ педагогической деятельности отдельного тренера-преподавателя.
6.1.2. В ходе персонального контроля руководитель изучает:
- уровень знаний тренера-преподавателя в области современных спортивных достижений, достижений психологической и педагогической науки, мастерство тренера;
- уровень овладения тренером-преподавателем инновационными технологиями, наиболее эффективными формами, методами и приемами обучения, информационными технологиями;
- результат работы тренера-преподавателя и пути их достижения;
- способы повышения профессиональной квалификации тренера-преподавателя.
6.1.3. При осуществлении контроля администрация имеет право:
- знакомиться с документацией в соответствии с функциональными обязанностями, рабочими программами (перспективно-тематическим планированием, которое составляется тренером-преподавателем на учебную группу, рассматривается и утверждается на заседании методического совета и может корректироваться в процессе работы), почасовыми план-графиками, поурочными планами, журналами учета работы с группами, протоколами контрольно-переводных испытаний, планами воспитательной работы, аналитическими материалами тренера-преподавателя;
- изучать практическую деятельность педагогических работников школы через посещение и анализ тренировок, соревнований и других мероприятий;
- проводить экспертизу педагогической деятельности;
- проводить мониторинг образовательного процесса с последующим анализом полученной информации;
- организовывать психологические и педагогические исследования: анкетирование, тестирование учащихся, родителей, тренеров;
- делать выводы и принимать управленческие решения.
6.1.4. Проверяемый педагогический работник имеет право:
- знать сроки контроля и критерии оценки его деятельности;
- знать виды, формы и методы контроля;
- своевременно знакомиться с выводами и рекомендациями администрации; при несогласии с результатами контроля обратиться в Совет трудового коллектива школы.
6.2. Тематический контроль.
6.2.1. Тематический контроль проводится по отдельным проблемам деятельности школы.
6.2.2. Содержание тематического контроля может включать вопросы воспитательной работы, индивидуализации, дифференциации, устранения перегрузки обучающихся и другие вопросы.
6.2.3. Тематический контроль направлен не только на изучение фактического состояния дел по конкретному вопросу, но и на внедрение в существующую практику технологии развивающегося обучения, новых форм и методов работы, опыта мастеров педагогического труда.
6.2.4. Члены педагогического коллектива должны быть ознакомлены с темами, сроками, целями, формами и методами контроля в соответствии с планом работы школы.
6.2.5. В ходе тематического контроля:
- проводятся тематические исследования (анкетирование, тестирование);
- осуществляется анализ практической деятельности тренера-преподавателя (посещение тренировок, соревнований и других мероприятий, анализ школьной документации и документации тренера-преподавателя).
6.2.6. Результаты тематического контроля оформляются в виде заключения или справки.
6.2.7. Педагогический коллектив знакомится с результатами тематического контроля на заседаниях педсоветов, совещаниях при директоре или его заместителях, заседаниях методических объединений.
6.2.8. По результатам тематического контроля принимаются меры, направленные на совершенствование учебно-тренировочного и воспитательного процессов, повышение качества подготовленности, уровня воспитанности и развития учащихся.
6.2.9. Результаты тематического контроля нескольких педагогов могут быть оформлены одним документом.
6.3. Фронтальный контроль.
6.3.1. Фронтальный контроль проводится с целью получения полной информации о состоянии образовательного процесса в школе в целом.
6.3.2. Для проведения фронтального контроля администрацией проводится анализ всей работы школы за учебный год в виде отчета.
6.3.3. Тренеры-преподаватели готовят отчеты по отделениям.
6.3.4. По результатам фронтальной проверки проводится заседание педагогического совета при директоре или его заместителях и составляется протокол.